Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

СООБЩИ, ГДЕ ТОРГУЮТ СМЕРТЬЮ

Сайт учителя начальных классов Гориной Людмилы Владимировны

 Разработка

урока по русскому языку

по учебнику «Русский язык» 3 класс  Т.Г. Рамзаевой

  

Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне»

  

                                                                                                             Подготовила:

                                                                                                             учитель начальных классов

                                                                                                             Горина Людмила Владимировна

 

 

                                                                              г. Инта

                                                                     МОУ «СОШ №9»

                                                                                2009

 

                         Тема: «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне».

Цели:

Обучающая: закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне;

Развивающая: создать условия для применения знаний о безударных гласных в корне  слова и формирования навыка правописания слов с безударными гласными в корне слова.

Воспитывающая: содействовать развитию коммуникативных умений, способствовать развитию умения добывать знания.

Форма: урок – презентация (17 слайдов)

Тип урока: закрепление изученного материала

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор Т.Г. Рамзаева), презентация сигнальные карточки, карточки с буквами и цифрами, карточки для индивидуальной работы, толковый словарь С.И. Ожегова, этимологический  словарь, орфографический словарик.

Ход урока:

  1. 1.      Мобилизующий этап

 У. Сегодня у нас с вами не просто урок русского языка, а урок – путешествие. Ребята, а кто может сказать, что нужно для увлекательного путешествия? 

Д. Удобные вещи, спортивная обувь, еда… и т.д.
У. А для нашего путешествия, как вы думаете, что необходимо?
Д. Багаж знаний.
У. Правильно. Итак, приготовились, собрались с мыслями и в путь.

 

На слайде: капуста, сн.жит, сн.жинки, сн.говик, картофель, сн.гопад, сн.гоход, ветер, мороз.

У. Внимательно прочитайте слова, разделите их на две группы по правописанию. Какие группы у вас  получились?

Д. К первой группе можно отнести слова снежит, снежинки, снеговик, снегопад, снегоход. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне.

У. Какие слова вы отнесли ко второй группе и почему?

Д. Ко второй группе можно отнести слова капуста, картофель, ветер, мороз. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

  1. 2.       Формулирование учащимися темы и цели урока

У. Ещё раз посмотрите на написанные слова. Сформулируйте тему урока. Обоснуйте своё мнение.

Д. На доске написаны слова с пропущенной проверяемой безударной гласной в корне. Значит, тема урока: «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне».

У. Какую цель вы бы поставили к уроку? Обоснуйте свой ответ.

Д. На прошлом уроке мы познакомились с правилом о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Значит, сегодня мы будем закреплять наши знания о правописании с проверяемой безударной гласной в корне.

У. Вы справились с заданием. Мы подъезжаем к станции «Чистописание».

  1. 3.       Минутка чистописания

У. На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются непроверяемыми безударными гласными в данных словах. Какие это буквы?

Д. Это буквы а, о, е.

У. Составьте свою цепочку из таких букв. Какие можно предложить варианты?

Д. Можно написать данные буквы сначала в прямом, затем в обратном алфавитном порядке: аео, оеа, … .

Д.  Можно написать цепочку из данных букв в прямом алфавитном порядке, при каждом повторе увеличивая количество букв а на одну: аео, ааео, аааео, …  и т. д. (Учитель записывает на доске предлагаемые детьми варианты цепочек букв, обращая внимание на их соединения).

У. Напишите каждую цепочку до середины строки. (Обращаю внимание на посадку учащихся при письме). Следующая остановка называется «Словарно-орфографическая».

  1. 4.       Словарно-орфографическая работа

У. Прочитайте ещё раз словарные слова. Какое слово новое?

Д.  Новое слово картофель.

У. Подберите родовое понятие к слову картофель.

Д. Картофель – это овощ.

У. Где можно прочитать точное значение любого незнакомого слова?

Д.  В толковом словаре.

У. Работа в группах. Найдите и прочитайте,  как объясняется значение этого слова в толковом словаре.

Д. Огородное растение, овощ. Подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу.

У. Итак, что означает слово картофель?

У. Мы узнали значение этого слова. Оказывается этот овощ пришёл к нам из другой страны. Послушайте, что вам расскажет Костя.

К. Картофель попал в Россию из-за границы вместе с немецким названием в 18 веке, при Петре I. Простые люди его долго не принимали и называли «чёртовым яблоком». Они считали его несъедобным и даже ядовитым растением. Со временем картофель стал продуктом первой необходимости, и его стали называть «земляным яблоком».

У. Кому интересно узнать, как произошло слово капуста? Дома в этимологическом словаре прочитайте и на следующем урока расскажите.

У. Найдите слово картофель в орфографическом словаре. Что можете сказать о его написании?

Д. В слове картофель  три слога, ударение падает на второй слог. В первом слоге непроверяемая безударная гласная а. В этом слове на конце пишется ь.

У. Напишите слово картофель в тетради. Подчеркните непроверяемую безударную гласную.

У. Найдите и прочитайте пословицу.

На слайде: Картошка поспела – берись за дело.

                    Картошка в мундире.

                    Нос картошкой.

Д. Картошка поспела – берись за дело.

У. Объясните её смысл.

У. Когда так говорят: картошка в мундире?

Д. Картофель, сваренный или испечённый в кожуре.

У. Найдите фразеологический оборот. Когда так говорят?

Д. Нос картошкой. Так говорят о широком, толстом книзу носе.

У. Напишите пословицу по памяти. (Учащиеся выполняют работу.)

5.  Тренировочные упражнения (закрепление)

 1) У. Вот мы добрались до очередной остановки, которая называется «Безударные гласные».

Прочитайте оставшиеся на слайде слова.

Д. Снежит, снежинки, снеговик, снегопад, снегоход

У. Что можете про них сказать?

Д. Это однокоренные слова, в корне слова чередование г/ж. В корне слова пропущена безударная гласная е. Проверочное слово снег.

У. Расскажите правило о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне.

Д. Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо изменить это слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

У. Чем интересны слова снегопад и снегоход?

Д. Это сложные слова.

У. Напишите слова  с проверяемой безударной гласной в корне вместе с проверочным. Выделите корень, поставьте ударение. (Работа выполняется, проверяется; ещё раз повторяется правило о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне).

Запись в тетради:

       /             /            /                        /               /                /

Снег, снежит, снежинки, снеговик, снегопад, снегоход.

У. Почему слова записали в таком порядке?

Д. Первое слово проверочное, остальные проверяемые.

  1.      6.   Физминутка

У. Мы подъезжаем к станции «Зарядкино».

Я буду называть и показывать написанные на доске слова. Если я назову слово, в котором пишется проверяемая безударная гласная  а, вы хлопаете.  Если в слове есть любая другая безударная гласная, вы топаете.

Слова: вода, река, шаги, трава, леса, село, дела, ночной, метёт, земля, моря, семья.

 

2) У. Продолжим наше путешествие. К какой теме можно  отнести слова снежит, снежинки, снеговик, снегопад, снегоход?

Д. К теме зима.

У. Мы будем не только учиться писать слова с безударной гласной в корне, но и обогащать словарный запас зимними словами.

- А как поэты называют зиму? (Показ иллюстрации)

Д. Зимушка, волшебница, старуха, проказница, чародейка …

У. От какого слова образовалось слово чародейка?

Д. От слова чары.

У. Что такое чары?

Д. Это волшебство, колдовство.

У. Запишем: чары, чародейка, очаровать. Выделите корень, поставьте ударение. (1 ученик записывает на доске с комментированием, а в это время группа сильных ребят выполняет задание.)

Задание для сильных уч-ся. Перед вами два предложения. Напишите их в следующем порядке: сначала причина, затем следствие. Избегайте повтора слов, замените другим, близким по значению. Вставьте пропущенные буквы

Клесты выводят птенцов зимой. Морозы для клестов нестрашны.

У. (Вопросы остальным учащимся). Какое  слово является проверочным?

(Чары). А какие проверяемые? (Чародейка, очаровать).

-  Назовите поэтов, которые писали о зиме. Кто желает прочитать несколько строк о зиме? (Дети вспоминают и читают отрывки о зиме, которые учили на уроках литературного чтения).

У. Проверим задание, которое выполняла группа детей. Какое предложение записали первым?

Д. Морозы для клестов нестрашны.

У. Какое предложение записали вторым?

Д. Они выводят птенцов зимой.

У. Какое слово заменили близким по значению?

Д. Клесты – они.

У. Приготовили сигнальные карточки. Покажите, какие безударные гласные вставили? (Клестов, нестрашны, они, птенцов, зимой).

3) Работа с текстом + индивидуальная работа.

(Пока весь класс работает с текстом, четверо учащихся выполняют индивидуальную работу. 1 – подчеркнуть главные члены в предложениях. 2 – подобрать однокоренные слова с корнем -зим-. 3,4 – расшифровать заголовки к тексту.)

У. Прочитайте текст упр.246, стр.106 (про себя, вслух).

- Как можно озаглавить текст?

- Прочитайте заголовки к тексту, которые расшифровали дети.

Д. Ночной снегопад. Снежинки.

У. Напишите заголовок.

- Как понимаете выражение: густо синеть?

- Сравните: повалил – пошёл.

У. Самостоятельно выпишите слова с пропущенной безударной гласной в корне, устно подбирайте проверочные слова. Подчеркните безударные гласные.

(Проверка самостоятельной работы и индивидуальных заданий 1,2).

 

7. Итог урока. Рефлексия

У. Ну вот мы и добрались до конечной остановки, которая называется «Итоговая». Что нужно сделать?

Д. Нужно подвести итог.

У. Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

Д. Мы сегодня работали над правописанием слов с проверяемой безударной гласной в корне.

У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?

Д. Чтобы не ошибиться в правописании слов с  проверяемой безударной гласной  в корне, надо   изменить   его  так,  чтобы  безударная  гласная  стала ударной.

У. Выполнили поставленную  в начале урока цель?

Д. Да, мы закрепили наши знания о правописании с проверяемой безударной гласной в корне.

У. Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие. На протяжении всего пути вы, как и любой школьный путешественник, воспользовались своим багажом знаний и доказали, что все препятствия вам по плечу. 

У. Оцените свою работу. Сегодня на уроке я … (понял, узнал, удивился, научился).

  1. 8.  Домашнее задание

1.Упр. 246 подготовиться к диктанту.

На выбор:

2. В этимологическом словаре найти происхождение слова капуста.

3. Составить словарь по теме: «Зима»

(Урок окончен, благодарю учеников за работу).